Импровизационный характер токкаты основан на нескольких принципах развития, среди которых ключевыми являются повтор и контраст.
Повтор:
- Мотивы и фразы: В токкате часто повторяются определённые мотивы и фразы, что создаёт ощущение непрерывности и единства. Повторение может быть прямым или с небольшими вариациями, что добавляет интерес и динамику.
- Ритмические структуры: Повторение ритмических фигур и акцентов помогает создать устойчивую структуру и поддерживать энергетический накал произведения.
- Гармонические последовательности: Повторение гармонических последовательностей способствует созданию узнаваемого звукового пространства, в рамках которого развивается импровизация.
Контраст:
- Динамика и тембр: Контрасты в громкости и тембре помогают выделить различные части токкаты и усилить её экспрессивность. Например, резкое изменение динамики от пиано к форте или использование различных регистров инструмента.
- Мелодические линии: Контрастные мелодические линии, чередование высоких и низких регистров, использование диссонансов и консонансов создают разнообразие и напряжение.
- Ритмические изменения: Внезапные изменения ритма, смена метра или темпа придают токкате живость и непредсказуемость, что является важной частью импровизационного характера.
Таким образом, импровизационный характер токкаты достигается через сочетание повторения и контраста. Повторение обеспечивает структурное единство и запоминаемость, тогда как контраст добавляет разнообразие и эмоциональную насыщенность. Эти принципы позволяют композитору и исполнителю создавать динамичное и захватывающее музыкальное произведение, полное неожиданных поворотов и интересных музыкальных идей.