Плагальный оборот в музыке — это последовательность аккордов, завершающая музыкальную фразу, которая отличается от более распространённого кадансового оборота (автентического). В классической гармонии плагальный оборот чаще всего представлен последовательностью аккордов IV-I, то есть аккордом субдоминанты, за которым следует тоника.
Эта последовательность также известна как "Аминь-каданс" из-за её частого использования в церковной музыке, особенно в финале гимнов, на слове "Аминь". В отличие от автентического каданса, где доминанта (V) разрешается в тонику (I), плагальный оборот не создаёт такого ярко выраженного напряжения и разрешения. Вместо этого он обеспечивает более мягкое и спокойное завершение музыкальной фразы.
Плагальный оборот может использоваться в различных контекстах и жанрах, от классической до популярной музыки. В некоторых случаях его применяют для создания особой атмосферы или для изменения цветовой палитры гармонии. Например, в джазовой музыке плагальные обороты могут включать более сложные аккорды и расширения, такие как добавление септим или нонаккордов, чтобы придать гармонии больше глубины и интереса.
Таким образом, плагальный оборот — это важный элемент музыкальной гармонии, который используется для создания различных эффектов и эмоциональных состояний в музыке.