В музыкальной теории аккорды и их разрешения играют важную роль в гармонии и построении музыкальных произведений. В данном случае мы говорим о доминантсептаккорде (Д.7) и его разрешении в си миноре, а также о субдоминантовом аккорде (s5/3) с обращением в той же тональности.
Доминантсептаккорд (Д.7) в си миноре
В тональности си минор (B minor) доминантовый септаккорд строится на пятой ступени, то есть на ноте фа-диез (F#). Доминантсептаккорд в этой тональности будет F#7, который включает ноты:
- F# (основной тон),
- A# (терция),
- C# (квинта),
- E (септима).
Разрешение этого аккорда происходит в тонику, то есть в аккорд си минор (B minor), который состоит из следующих нот:
- B (основной тон),
- D (терция),
- F# (квинта).
При разрешении доминантсептаккорда в си миноре важно учитывать движение голосов. Обычно септима (E) разрешается вниз на D, а терция (A#) разрешается вверх на B. Основной тон (F#) может оставаться на месте или также двигаться на B, в зависимости от контекста.
Субдоминантовый аккорд (s5/3) и его обращение в си миноре
Субдоминантовый аккорд в си миноре строится на четвертой ступени, то есть на ноте ми (E). В данном случае мы имеем дело с аккордом E minor, который в прямом виде (5/3) включает ноты:
- E (основной тон),
- G (терция),
- B (квинта).
Когда мы говорим об обращении аккорда, мы перемещаем нижние ноты вверх, меняя их порядок. Например, первое обращение аккорда (6/3) будет:
- G (основной тон),
- B (терция),
- E (квинта).
Такое обращение субдоминантового аккорда может использоваться для создания плавных переходов между аккордами в музыкальной фразе, обеспечивая более разнообразное гармоническое звучание.
Практическое применение
В композиции или импровизации в си миноре вы можете использовать Д.7 и его разрешение в тонику для создания напряжения и разрешения. Обращения субдоминантового аккорда позволяют разнообразить гармоническую текстуру и сделать переходы между аккордами более гладкими. Эти приемы широко используются в классической музыке, джазе и других жанрах для создания эмоциональной выразительности и динамики в музыкальных произведениях.