Конечно, давайте разберемся с этим вопросом.
Мажорное трезвучие состоит из трех звуков: основного тона, большой терции и чистой квинты. Например, мажорное трезвучие на ноте C (до) включает ноты C, E (ми) и G (соль).
Чтобы превратить мажорное трезвучие в доминантсептаккорд (D7), нужно добавить один звук — малую септиму. В данном случае для аккорда C это будет нота B♭ (си-бемоль).
Таким образом, мажорное трезвучие C (C, E, G) превращается в аккорд C7 (C, E, G, B♭).
Теперь давайте разрешим доминантсептаккорд в мажорную тональность. В классической гармонии доминантсептаккорд обычно разрешается в тонику, которая находится на чистую квинту ниже (или на чистую кварту выше).
Для примера аккорда C7, тоникой будет аккорд F мажор (F, A, C). Таким образом, разрешение C7 в F мажор выглядит следующим образом:
- Нота C (основной тон) остается на месте и становится пятой ступенью в аккорде F.
- Нота E (большая терция) понижается на полтона до ноты F, которая становится основным тоном.
- Нота G (чистая квинта) понижается на полтона до ноты A, которая становится третьей ступенью.
- Нота B♭ (малая септима) понижается на целый тон до ноты A, которая также становится третьей ступенью.
Итак, мы получаем разрешение:
C7 (C, E, G, B♭) → F (F, A, C).
Рассмотрим еще один пример. Возьмем мажорное трезвучие G (G, B, D). Добавив малую септиму (F), мы получим аккорд G7 (G, B, D, F). Тоника для G7 будет аккорд C мажор (C, E, G):
- Нота G (основной тон) остается на месте и становится пятой ступенью в аккорде C.
- Нота B (большая терция) понижается на полтона до ноты C, которая становится основным тоном.
- Нота D (чистая квинта) понижается на полтона до ноты E, которая становится третьей ступенью.
- Нота F (малая септима) понижается на целый тон до ноты E, которая также становится третьей ступенью.
Таким образом, разрешение будет:
G7 (G, B, D, F) → C (C, E, G).
Этот процесс можно применить к любому мажорному трезвучию, чтобы превратить его в доминантсептаккорд и затем разрешить его в соответствующую мажорную тональность.