Баллада "Лесной царь" (Der Erlkönig) Франца Шуберта, написанная на текст Иоганна Вольфганга фон Гёте, является ярким примером того, как аккомпанемент может раскрывать и усиливать музыкальный образ произведения. Рассмотрим черты музыкального образа, которые проявляются через звучание аккомпанемента в начале и середине баллады.
В начале баллады:
Скорость и ритм:
- Аккомпанемент начинается с быстрого, повторяющегося движения восьмых нот, которое имитирует стремительное движение лошади. Этот ритм создает ощущение спешки и тревожного напряжения.
- Ритмическая структура аккомпанемента задает основу для всего произведения, создавая динамичное и беспокойное настроение.
Гармония:
- Гармонические обороты в начале произведения часто меняются, что также подчеркивает нестабильность и напряженность. Аккорды быстро сменяются, усиливая чувство беспокойства.
- В аккомпанементе используются минорные аккорды, которые усиливают мрачное и тревожное настроение.
Тесситура:
- Низкая тесситура аккомпанемента добавляет глубину и тяжесть, усиливая мрачный и напряженный характер музыки.
В середине баллады (во время появления Лесного царя):
Изменение ритма:
- В момент появления Лесного царя аккомпанемент становится более плавным и размеренным. Это контрастирует с резким и беспокойным началом и создает иллюзию обмана — спокойствие, которое скрывает угрозу.
- Ритмическое изменение подчеркивает контраст между реальностью (страх и спешка) и иллюзией (успокаивающие, но обманчивые слова Лесного царя).
Тембр и динамика:
- Тембровые изменения и динамические контрасты аккомпанемента подчеркивают различие между голосами персонажей: отец, сын и Лесной царь. Голос Лесного царя сопровождается мягким, лирическим аккомпанементом, что создает обманчиво успокаивающий эффект.
- Динамика аккомпанемента становится более спокойной и нежной во время речи Лесного царя, что создает иллюзию безопасности.
Мелодические линии:
- Мелодические линии аккомпанемента во время появления Лесного царя становятся более певучими и плавными, что усиливает обманчиво спокойный характер его слов.
Заключение:
Звучание аккомпанемента в балладе "Лесной царь" играет ключевую роль в раскрытии музыкального образа произведения. В начале аккомпанемент создает напряженное и тревожное настроение, подчеркивая опасность и спешку. В середине, во время появления Лесного царя, аккомпанемент меняется, становясь более плавным и спокойным, что создает контраст между реальностью и иллюзией. Эти изменения помогают глубже раскрыть характеры персонажей и драматическую напряженность сюжета, делая произведение более выразительным и эмоционально насыщенным.