Михаил Иванович Глинка, один из основоположников русской классической музыки, провёл значительное время за границей, что оказало заметное влияние на его творчество. В первую очередь, его европейские поездки связаны с пребыванием в Италии, Германии и Франции в 1830-х годах. В этот период он не только изучал музыку и совершенствовал своё мастерство, но и создавал произведения, которые отражали его впечатления и опыт.
Итальянский период: Глинка провёл в Италии около трех лет, с 1830 по 1833 год. В это время он познакомился с итальянской оперной традицией и стилем бельканто, что оказало влияние на его собственные оперные работы. Хотя в Италии он не создал крупных произведений, Глинка написал несколько романсов и фортепианных пьес, вдохновлённых итальянской музыкальной эстетикой. Примером может служить его романс "Лунная ночь".
Немецкий период: В 1833 году Глинка отправился в Германию, где учился у Зигфрида Дена и кардинально углубил свои знания в области контрапункта и гармонии. В Берлине, находясь под влиянием немецкой музыкальной культуры, он наработал идеи, которые позже воплотил в своих оперных шедеврах. Именно в Германии Глинка начал работу над оперой "Жизнь за царя" (известной также как "Иван Сусанин"), которая стала его первым крупным произведением и принесла ему всероссийскую славу.
Французский период: Хотя Глинка не провёл длительного времени во Франции во время своей первой поездки, позже, в 1840-х годах, он снова посетил Париж. Влияние французской музыкальной культуры особенно заметно в его симфонической фантазии "Камаринская" (1848), где слышны элементы, напоминающие французские оркестровые традиции.
Глинка использовал свои европейские поездки как возможность для музыкального обогащения и поиска собственного стиля, который стал синтезом западноевропейских и русских музыкальных традиций. Его пребывание за границей стало поворотным моментом в его карьере, позволив ему вернуться в Россию с новыми идеями и подходами, которые повлияли на развитие русской музыки в целом.