В сонатной форме, которая является одной из наиболее распространённых структур в классической музыке, основная тональность играет ключевую роль в определении структуры и драматургии произведения. Сонатная форма состоит из трёх основных частей: экспозиции, разработки и репризы.
Экспозиция:
- В экспозиции представлены основные тематические материалы произведения. Здесь обычно звучат две темы:
- Первая тема (или главная партия): Она всегда представлена в основной тональности произведения. Эта тема часто обладает ярким и запоминающимся характером, служит начальным заявлением и задает тон всему произведению.
- Вторая тема (или побочная партия): Традиционно, в сонатной форме классического периода вторая тема звучит в доминантной тональности (если произведение написано в мажоре) или в параллельной мажорной тональности (если произведение написано в миноре). Однако во времена романтизма и позже композиторы стали экспериментировать с тональностями, и вторая тема могла звучать в различных других родственных тональностях.
Разработка:
- В этом разделе композитор берет тематические материалы из экспозиции и подвергает их различным трансформациям и модуляциям. Разработка часто характеризуется большим драматизмом и нестабильностью тональности, создавая напряжение и динамическое развитие. Оригинальная тональность может временно исчезнуть, уступая место другим, менее стабильным тональным центрам.
Реприза:
- В репризе обе основные темы (главная и побочная) возвращаются, но теперь они звучат в основной тональности произведения. Это возвращение к основной тональности служит кульминацией и разрешением предыдущего напряжения, создавая ощущение завершённости и удовлетворения.
Таким образом, в основной тональности в сонатной форме звучат:
- Первая тема в экспозиции,
- Обе темы в репризе (как первая, так и вторая).
Эта структура позволяет композиторам создать драматическое напряжение через модуляции и контрасты тональностей, а затем разрешить это напряжение, вернувшись к основной тональности в концовке.