Тритон — это музыкальный интервал, который включает три тона. В контексте западной музыки он часто рассматривается как интервал, вызывающий напряжение, и требует разрешения. От ноты соль (G) можно построить два типа тритона: увеличенную кварту и уменьшенную квинту.
Построение тритонов от ноты соль (G):
- Увеличенная кварта (G до C#): От ноты соль до ноты до-диез (C#) — это увеличенная кварта.
- Уменьшенная квинта (G до D♭): От ноты соль до ноты ре-бемоль (D♭) — это уменьшенная квинта. На самом деле, это те же звуки, что и в увеличенной кварте, но записываются по-разному в зависимости от контекста.
Разрешение тритонов:
Разрешение тритонов связано с их тенденцией к разрешению в стабильные интервалы, такие как терции и сексты, что создает ощущение завершенности и равновесия.
Увеличенная кварта G-C#:
- В мажоре:
- Разрешение в ля минор (A minor): G-C# разрешается в A-E. Нота G может пойти вниз на полтона к F#, а C# пойдет вверх к D.
- Разрешение в ре мажор (D major): G-C# может разрешиться в D-F#. Нота G пойдет вниз к F#, а C# останется на месте или пойдет вверх к D.
- В миноре:
- Разрешение в си минор (B minor): G-C# разрешается в B-F#. G может остаться на месте или пойти вниз к F#, тогда как C# пойдет вверх к D.
Уменьшенная квинта G-D♭:
- В мажоре:
- Разрешение в до мажор (C major): G-D♭ разрешается в C-E. Нота G пойдет вниз на полтона к F#, а D♭ пойдет вверх к E.
- В миноре:
- Разрешение в фа минор (F minor): G-D♭ разрешается в F-А♭. Нота G пойдет вниз к F, а D♭ пойдет вверх к E♭.
Тональности, в которые можно разрешить:
Разрешение тритона может переходить в любую тональность, где разрешенные звуки соответствуют аккордам или гармоническим функциям этой тональности. Например, если вы разрешаете в до мажор (C major), то можно создать доминантсептаккорд G7, который естественным образом разрешается в тонику C. В других тональностях возможны аналогичные разрешения, которые зависят от контекста и гармонической структуры произведения.
Таким образом, тритоны от ноты соль могут разрешаться в разнообразные тональности, создавая различные гармонические эффекты в зависимости от выбранной тональности и музыкального контекста.