Форма, в которой нет противоположного образа, это вариации.
В музыкальной терминологии "вариации" представляют собой композиционную форму, в которой основная тема подвергается изменению в различных аспектах, таких как мелодия, гармония, ритм, темп, и инструментовка. Несмотря на эти изменения, основная тема всегда остается узнаваемой. Вариации часто используются для демонстрации мастерства композитора в изменении и развитии музыкального материала.
Вариации не предполагают наличие противоположного образа, так как вся композиция строится вокруг одной и той же темы, хотя и в разных её интерпретациях. Основная идея здесь заключается в развитии и разнообразии, а не в противопоставлении.
Для сравнения:
Рондо - это музыкальная форма, в которой основной раздел (рефрен) чередуется с различными эпизодами (куплетами). Структура рондо обычно обозначается как ABACADA и так далее, где "A" - это рефрен, а "B", "C", "D" - это эпизоды. Здесь каждый эпизод может представлять собой противоположный образ по отношению к рефрену, создавая контраст и разнообразие.
Куплетная форма - это структура, состоящая из нескольких повторяющихся куплетов, каждый из которых может иметь свою мелодию и текст. В простейшем виде эта форма может не содержать противоположных образов, но в более сложных композициях куплеты могут контрастировать друг с другом по различным музыкальным параметрам.
Таким образом, именно вариационная форма фокусируется на изменении одной основной темы и не требует наличия противоположных музыкальных образов.