Бетховен, будучи одним из величайших композиторов всех времён, создал музыку, которая охватывает широкий спектр жанров и форм. Однако, когда речь заходит о литературных произведениях, к которым он писал музыку, стоит отметить, что Бетховен не был композитором опер или музыкально-театральных произведений в том же объёме, что, например, Моцарт или Верди. Тем не менее, в его творчестве есть работы, которые были вдохновлены литературой или напрямую связаны с ней:
"Эгмонт", Op. 84 - музыка к трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте. Бетховен написал увертюру и ряд пьес, которые предназначались для исполнения во время пьесы. Музыкальное сопровождение "Эгмонта" включает увертюру, которая стала одним из самых известных его произведений.
"Фиделио", Op. 72 - единственная опера Бетховена, основана на драме "Леонора, или Любовь к жизни" Жан-Николя Буийе. Опера рассказывает о жене, которая спасает своего мужа из тюремного заключения, переодевшись в мужскую одежду.
Музыка к "Руинам Афин", Op. 113 - написана для пьесы Августа фон Коцебу. Бетховен создал серию хоров и инструментальных пьес, которые были предназначены для использования в этой античной драме.
"Кориолан", Op. 62 - увертюра к трагедии Генриха Йозефа фон Коллина. Хотя увертюра и пьеса редко исполняются вместе, музыка Бетховена захватывает драматическую суть конфликта главного героя.
Эти произведения показывают, как Бетховен использовал литературные источники для создания музыкальных произведений, которые продолжают вдохновлять до сих пор.