Феликс Мендельсон и Пётр Чайковский, оба композиторы великой музыкальной традиции, в своих произведениях зачастую обращаются к изображению природы и человеческих эмоций, что находит отражение и в "Песнях венецианских гондольеров" и "Баркароле" из "Времён года".
"Песни венецианских гондольеров" Феликса Мендельсона часто описываются как музыка, полная романтического настроения и ностальгии. Это произведение передаёт ощущение плавного движения по воде, что характерно для песен, исполняемых гондольерами в Венеции. Музыка наполнена спокойствием и одновременно томной меланхолией; она как бы отражает бесконечное движение волн и нежное касание воды. Мендельсон использует специфические музыкальные приёмы, такие как плавные линии мелодии и мягкое, волнообразное ритмическое движение, чтобы создать образ тихой водной глади.
"Баркарола" из "Времён года" Петра Чайковского, написанная для июня, также несёт в себе черты классической песни на воде. Это произведение более яркое и живое по сравнению с более утончённой и медитативной музыкой Мендельсона. Чайковский в этом произведении передаёт чувство радостной и светлой летней ночи, в которой вода кажется зеркалом, отражающим звёздное небо. Композитор использует яркие, чёткие акценты и динамичные изменения темпа, что добавляет музыке весёлости и игривости.
Общие черты в обоих произведениях — это использование водной тематики как средства для передачи эмоций и создания определённой атмосферы. Вода в музыке часто символизирует поток времени, изменения настроения, а также является источником размышлений о бесконечности и вечности. Обе композиции иллюстрируют это через свои музыкальные образы, но каждая по-своему подчёркивает разные аспекты эмоционального спектра: от меланхолии и спокойствия до радости и праздничности.