Для того чтобы построить доминантсептаккорд (d7) и разрешить его в различные тональности, нужно учитывать, что доминантсептаккорд строится на пятой ступени той тональности, в которую вы хотите разрешить аккорд.
D-dur (Ре мажор):
- Доминантсептаккорд строится на пятой ступени, которая в D-dur — это A (Ля).
- Аккорд: A7 (Ля, До-диез, Ми, Соль).
- Разрешение в D-dur: A7 → D (Ре, Фа-диез, Ля).
h-moll (Си минор):
- Доминантсептаккорд строится на пятой ступени, которая в h-moll — это F# (Фа-диез).
- Аккорд: F#7 (Фа-диез, Ля-диез, До-диез, Ми).
- Разрешение в h-moll: F#7 → h (Си, Ре, Фа-диез).
A-dur (Ля мажор):
- Доминантсептаккорд строится на пятой ступени, которая в A-dur — это E (Ми).
- Аккорд: E7 (Ми, Соль-диез, Си, Ре).
- Разрешение в A-dur: E7 → A (Ля, До-диез, Ми).
fis-moll (Фа-диез минор):
- Доминантсептаккорд строится на пятой ступени, которая в fis-moll — это C# (До-диез).
- Аккорд: C#7 (До-диез, Ми-диез, Соль-диез, Си).
- Разрешение в fis-moll: C#7 → fis (Фа-диез, Ля, До-диез).
E-dur (Ми мажор):
- Доминантсептаккорд строится на пятой ступени, которая в E-dur — это B (Си).
- Аккорд: B7 (Си, Ре-диез, Фа-диез, Ля).
- Разрешение в E-dur: B7 → E (Ми, Соль-диез, Си).
cis-moll (До-диез минор):
- Доминантсептаккорд строится на пятой ступени, которая в cis-moll — это G# (Соль-диез).
- Аккорд: G#7 (Соль-диез, Си-диез, Ре-диез, Фа-диез).
- Разрешение в cis-moll: G#7 → cis (До-диез, Ми, Соль-диез).
При разрешении доминантсептаккорда в тонику происходит характерное движение: ведущий тон (третий звук септаккорда) разрешается вверх в тонику, а септима (четвёртый звук септаккорда) разрешается вниз. Это создает устойчивое гармоническое движение и завершение музыкальной фразы.