До-диез минорная гамма гармонического вида строится следующим образом. В гармоническом миноре седьмая ступень повышается на полутон. Исходя из этого, гамма до-диез минор будет иметь следующие ноты: до-диез, ре-диез, ми, фа-диез, соль-диез, ля, си-диез.
Главные трезвучия лада:
Тоническое трезвучие (T):
- До-диез минор (C# - E - G#).
- Первое обращение (T6): E - G# - C#.
- Второе обращение (T64): G# - C# - E.
Субдоминантовое трезвучие (S):
- Фа-диез минор (F# - A - C#).
- Первое обращение (S6): A - C# - F#.
- Второе обращение (S64): C# - F# - A.
Доминантовое трезвучие (D):
- Соль-диез мажор (G# - B# - D#).
- Первое обращение (D6): B# - D# - G#.
- Второе обращение (D64): D# - G# - B#.
Доминантсептаккорд (D7):
Доминантсептаккорд в до-диез миноре строится на пятой ступени, что соответствует ноте соль-диез (G#). Таким образом, аккорд будет состоять из нот: G# - B# - D# - F#.
- D7: G# - B# - D# - F#.
- Первое обращение (D65): B# - D# - F# - G#.
- Второе обращение (D43): D# - F# - G# - B#.
- Третье обращение (D2): F# - G# - B# - D#.
Разрешение D7 в тоническое трезвучие (T):
D7 (G# - B# - D# - F#) разрешается в T (C# - E - G#):
- G# остается на месте,
- B# разрешается в C#,
- D# разрешается в E,
- F# разрешается в G#.
D65 (B# - D# - F# - G#) разрешается в T6 (E - G# - C#):
- B# разрешается в C#,
- D# разрешается в E,
- F# разрешается в G#,
- G# остается на месте.
D43 (D# - F# - G# - B#) разрешается в T64 (G# - C# - E):
- D# разрешается в E,
- F# разрешается в G#,
- G# остается на месте,
- B# разрешается в C#.
D2 (F# - G# - B# - D#) разрешается в T6 (E - G# - C#):
- F# разрешается в G#,
- G# остается на месте,
- B# разрешается в C#,
- D# разрешается в E.
Таким образом, до-диез минорная гамма гармонического вида и её главные аккорды с обращениями и разрешениями составляют важный элемент в теории музыки, позволяя создавать разнообразные гармонические последовательности и аккордовые прогрессии.