Чтобы разрешить аккорды с доминантной функцией в соответствующие тональности, нужно понимать, что доминантный аккорд (обычно это септаккорд, состоящий из мажорного трезвучия с добавленной малой септимой) стремится разрешиться в тонику. Тоника – это аккорд, построенный на первой ступени мажорной или минорной тональности. Доминанта же находится на пятой ступени.
Например, если мы имеем дело с аккордом G7 (соль мажор с добавленной малой септимой), то его доминантная функция будет направлена на разрешение в C мажор (тоника). Аккорд G7 состоит из нот: G (соль), B (си), D (ре), и F (фа). Он разрешается в аккорд C мажор, который включает ноты C (до), E (ми) и G (соль).
Процесс разрешения доминанты в тонику включает движение нот по определенным правилам гармонии. Особенно важное движение — это резолюция септимы доминантного аккорда на тонику или на тон, близкий к тонике. Так, в аккорде G7 нота F (септима) стремится разрешиться в E (в аккорде C мажор).
Давайте рассмотрим ещё один пример:
Если аккорд E7 (ми мажор с добавленной малой септимой) является доминантой, его тоника будет A мажор. E7 состоит из нот E (ми), G# (соль диез), B (си), и D (ре). Аккорд A мажор включает ноты A (ля), C# (до диез), и E (ми). Здесь нота D (септима в E7) стремится разрешиться в C# (в аккорде A мажор).
Таким образом, основной процесс разрешения доминантных аккордов заключается в ведении их нот к ближайшим ступеням тоники, что создает ощущение завершённости и покоя в музыкальной фразе.