Сонаты и симфонии обычно заканчиваются разделом, называемым кода. Кода – это концевая часть музыкального произведения, которая призвана подвести итог всему предшествующему материалу. В классической музыке, особенно в сонатах и симфониях, кода часто используется для усиления заключительного эффекта, повторения основных тем или мотивов в более драматичной или усиленной форме.
В сонатной форме, которая часто встречается в первых (и иногда последних) частях синфоний и сонат, кода может служить для окончательного решения музыкальных напряжений и конфликтов, представленных в экспозиции и разработке. Она подчеркивает главную тональность произведения и обеспечивает убедительное заключение.
Коды могут быть различной длины и сложности, в зависимости от стиля композитора и специфических целей произведения. В некоторых случаях кода может быть очень краткой и простой, а в других – развернуться в масштабный и сложный заключительный раздел. Коды в симфониях великих композиторов, таких как Бетховен, часто являются особенно мощными и инновационными, и могут включать новые музыкальные идеи или тематические трансформации.