Петр Ильич Чайковский воплотил замысел произведения "Ромео и Джульетта" именно в сонатной форме из-за ее структурной гибкости и возможности выразить драматическое напряжение. Сонатная форма, состоящая из экспозиции, разработки и репризы, позволяет композитору эффективно противопоставлять различные тематические материалы и развивать их, что идеально подходит для воплощения сложной драматургии шекспировской трагедии. Экспозиция представляет основные темы, в данном случае темы враждующих семей и любовную тему Ромео и Джульетты. Разработка позволяет углубить конфликт и показать его эволюцию, а реприза подводит итог, возвращая основные темы и подчеркивая их трансформацию.
Основной драматургический принцип произведения "Ромео и Джульетта" — это противостояние и примирение. Чайковский использует музыкальные средства для выражения конфликта между двумя враждующими кланами (Монтекки и Капулетти) и великой любви Ромео и Джульетты, которая возникает на фоне этого конфликта. Контраст между агрессивными, драматическими темами и лирическими, нежными мелодиями символизирует борьбу и единство противоположностей, что является ключевым элементом шекспировской пьесы.
Во вступлении увертюры Чайковский закладывает несколько ключевых идей, которые получают свое разрешение в коде. Вступление начинается с мрачных и тревожных аккордов, символизирующих фатальную предопределенность и вражду. Заметную роль играет хоральная тема, представляющая образ святого отца Лоренцо, который стремится примирить враждующие семьи. В коде увертюры, после драматической кульминации и трагической гибели влюбленных, эти идеи трансформируются: хоральная тема возвращается, но уже в ином, просветленном, торжественном виде, символизируя примирение и очищение через жертву.
Главные "рассказчики" музыкального сюжета — это три основные темы: враждующие семьи (представленные агрессивными, ритмически острыми мотивами), любовь Ромео и Джульетты (лирическая, плавная мелодия) и тема отца Лоренцо (хоральная, медитативная). Эти темы проходят через все разделы сонатной формы, взаимодействуя и трансформируясь, что позволяет Чайковскому создать мощное музыкальное повествование, отражающее драматическую структуру шекспировской трагедии.