Симфония — это крупное музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет свою собственную структуру и характер. Традиционно симфония состоит из четырех частей, хотя это количество может варьироваться в зависимости от композитора и эпохи. Рассмотрим классическую четырехчастную структуру симфонии:
Первая часть:
- Форма: Обычно первая часть симфонии написана в сонатной форме.
- Характер: Она часто энергичная и драматичная, устанавливает основные музыкальные темы произведения.
- Структура: Сонатная форма включает в себя экспозицию, где представлены основные темы, разработку, где эти темы развиваются и варьируются, и репризу, где темы возвращаются в первоначальном виде. Часто завершается кодой.
Вторая часть:
- Форма: Чаще всего эта часть медленная и может быть написана в форме вариаций, терцетной форме или сонатной форме без разработки.
- Характер: Контрастирует с первой частью своей лиричностью и спокойствием.
- Структура: Медленный темп позволяет композитору глубже исследовать мелодическое и гармоническое содержание.
Третья часть:
- Форма: Традиционно это менуэт и трио или скерцо и трио.
- Характер: Эта часть обычно более легкая и танцевальная.
- Структура: Менуэт и трио состоят из трех частей: менуэт, трио и повторение менуэта. Когда используется скерцо, оно заменяет менуэт и часто имеет более быстрый темп и более резкий характер.
Четвертая часть:
- Форма: Финальная часть симфонии может быть написана в различных формах, таких как рондо, сонатная форма, или вариации.
- Характер: Обычно это динамичная и жизнеутверждающая часть, завершающая симфонию на возвышенной ноте.
- Структура: Часто включает в себя повторение или развитие тем, представленных в предыдущих частях.
Эта структура характерна для классического периода (например, симфонии Гайдна и Моцарта). Однако в романтический период и позже композиторы начали экспериментировать с формой симфонии, добавляя новые части или изменяя их порядок и характер. Например, Бетховен, Брукнер и Малер существенно расширили и усложнили симфоническую форму, вводя в нее элементы программности и увеличивая оркестровый состав.