Творчество композиторов XVIII и начала XIX века сыграло ключевую роль в формировании и развитии жанра симфонии. Среди них особенно выделяются Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Йозеф Гайдн (1732–1809) часто называют "отцом симфонии" благодаря его обширному вкладу в развитие этого жанра. Он написал более 100 симфоний, каждая из которых демонстрирует его мастерство в структурировании и оркестровке. Гайдн был новатором в использовании сонатно-симфонической формы, которая стала основой классической симфонии. Его симфонии отличаются ясностью формы, тематическим развитием и разнообразием эмоциональных настроений. Важные симфонии Гайдна включают "Прощальная симфония" (№ 45), "Симфония с ударом в литавры" (№ 94), также известная как "Сюрприз", и "Лондонские симфонии" (№ 93–104).
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) также внес значительный вклад в развитие симфонии. Его симфонии отличаются мелодическим изяществом, гармонической сложностью и эмоциональной глубиной. Моцарт написал около 41 симфонии, среди которых наиболее известны Симфония № 40 соль минор и Симфония № 41 до мажор, известная как "Юпитер". Эти произведения демонстрируют его мастерство в оркестровке и способность создавать сложные музыкальные структуры, при этом сохраняя ясность и выразительность.
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) стал центральной фигурой в переходе от классического к романтическому периоду в музыке. Его симфонии представляют собой кульминацию развития жанра, начатого Гайдном и Моцартом. Бетховен написал 9 симфоний, каждая из которых внесла значительные изменения в структуру и содержание симфонии. Его Симфония № 3 "Героическая" расширила масштабы и эмоциональную глубину симфонии. Симфония № 5 стала символом победы и борьбы благодаря её знаменитому мотиву. Симфония № 9 с финалом, включающим хор и солистов, положивших на музыку стихотворение Фридриха Шиллера "Ода к радости", произвела революцию в жанре, установив новые стандарты для масштабов и драматического содержания симфонической музыки.
Эти три композитора не только развили симфонию как жанр, но и заложили основы для дальнейшего развития симфонической музыки в XIX и XX веках. Их произведения продолжают оказывать влияние на композиторов и музыкантов по сей день.