Первые части сонат и симфоний обычно пишутся в форме сонатного аллегро. Эта форма является одной из самых распространенных и важных структур в классической музыке, особенно в период с конца 18-го до начала 19-го века. Форма сонатного аллегро включает несколько ключевых разделов:
Экспозиция: В этом разделе композитор представляет основные музыкальные темы. Обычно экспозиция состоит из двух контрастирующих тем:
- Главная партия (первая тема): Она обычно энергичная и представлена в тонике (основной тональности произведения).
- Побочная партия (вторая тема): Эта тема часто более лирическая и представлена в доминантовой тональности (на пять ступеней выше основной тональности) или в параллельной мажорной/минорной тональности.
Разработка: В этом разделе композитор берет темы из экспозиции и развивает их, часто используя модуляции (перемены тональности), фрагментацию мелодии и другие композиционные техники. Разработка позволяет композитору исследовать музыкальный материал более глубоко и экспериментировать с его различными аспектами.
Реприза: В этом разделе темы экспозиции возвращаются, но теперь обе темы обычно представлены в тонике. Реприза часто создает ощущение завершенности и симметрии.
Кода (не всегда присутствует): Этот дополнительный раздел может быть использован для заключения первой части, подчеркивая финальную тональность и создавая сильное завершение.
Форма сонатного аллегро предоставляет композитору гибкость в выражении музыкальных идей и позволяет создать драматическую напряженность через контраст и развитие тем. Эта структура стала фундаментальной для многих крупных музыкальных произведений, включая симфонии, струнные квартеты и сонаты.