В тональности D-dur (ре мажор) давайте разберем два музыкальных задания: построение доминантсептаккорда и его обращение, а также обращение увеличенной кварты.
1. Построение D7 и его обращение в T3
Построение D7:
В тональности D-dur доминантсептаккорд (D7) строится от пятой ступени, то есть от ноты A. В D-dur ступени располагаются следующим образом: D (I), E (II), F# (III), G (IV), A (V), B (VI), C# (VII).
- Основной состав D7 (доминантсептаккорда) на основе A:
- A (основа, квинта от тоники)
- C# (большая терция от A)
- E (чистая квинта от A)
- G (малая септима от A)
Таким образом, доминантсептаккорд в D-dur будет A7: A - C# - E - G.
Обращение в T3:
Обращение септаккорда в терцквартаккорд (T3) предполагает, что нижним звуком становится третий звук аккорда (в данном случае E). Таким образом, T3 от D7 будет:
- E (нижний звук)
- G (малая терция от E)
- A (чистая кварта от E)
- C# (малая секста от E)
Таким образом, для D7 в обращении T3 получается аккорд E - G - A - C#.
2. Обращение увеличенной кварты
Увеличенная кварта (ув4):
Увеличенная кварта — это интервал, увеличенный на полутон по сравнению с чистой квартой. Например, в D-dur увеличенная кварта от D будет G#, так как чистая кварта — это G, а G# на полутон выше.
Обращение ув4:
При обращении интервала он "переворачивается", и его суммарное количество ступеней с обращением всегда составляет 9. Увеличенная кварта (интервал в 4 ступени) при обращении становится уменьшенной квинтой (интервал в 5 ступеней).
- Увеличенная кварта D - G# переходит в уменьшенную квинту G# - D.
Таким образом, обращение увеличенной кварты D - G# даёт уменьшенную квинту G# - D.
Эти музыкальные построения и обращения важны для понимания гармонии и аккордовых структур в композиции и аранжировке.